Что необходимо сделать, чтобы не повторять ошибок, которые мы допустили в легковом автомобилестроении, когда были неправильно определены параметры прихода к нам крупных автомобильных корпораций, и только через 5 лет принято решение, которое тоже, на мой взгляд, не изменит картины, сложившейся в легковом автомобилестроении и ведущей к мнимым слияниям и, в лучшем случае, крупноузловой сборке компонентов. Которая, в свою очередь, не приведет к разработке собственной конструкции компонента, а конструктивные решения, как принимались за пределами России, так и будут после такой локализации приниматься.
Поэтому, пока не поздно, необходимо четко определить режим промышленной сборки для грузового автомобилестроения, для этого необходимо внести дополнение в новый режим промышленной сборки по организации производства грузовых автомобилей и автобусов зарубежными фирмами на условиях промышленной сборки – установив минимальный объем производства для тяжелых грузовиков – 15 тыс. шт. в год, а для легких грузовиков, типа Газель – 75 тыс. штук в год. Для больших автобусов – 10 тыс. штук в год, для микроавтобусов – 50 тыс. штук в год.
Минпромторгу России рекомендовать, в развитие принятой стратегии, с участием Минтранса России, подготовить и принять на правительственном уровне конкретный план развития коммерческого транспорта с учетом принятых ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» и Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года.
Особое внимание в этом плане должно быть уделено НИОКР по созданию новых конкурентоспособных моделей коммерческих автомобилей для нужд народного хозяйства России, в том числе, с участием зарубежных фирм.
Дополнить утвержденную стратегию развития автомобильной промышленности конкретными мерами по развитию отрасли комплектующих изделий, работающей не по принципу отверточной сборки, а с привлечением российских конструкторских кадров, которые могут быть совсем потеряны в России, если не принять экстренных мер по их спасению.
Установить, что на совместных предприятиях по производству комплектующих изделий уровень локализации через 3 года должен быть не менее 50%, а через 5 лет – не менее 80%.
Создать ощутимые льготы тем предприятиям, которые будут заниматься локализацией компонентов второго и третьего уровня. Это и будет настоящей, а не виртуальной модернизацией нашей страны.
Указанные меры обеспечат создание сотен тысяч рабочих мест, увеличат значительно отчисления во все формы бюджета и обеспечат обороноспособность России.
Заместитель Генерального директора ОАО «АСМ-холдинг»
А.С. Ковригин