ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ОАО «АСМ-холдинг» по развитию локализации действующих и перспективных проектов по созданию автосборочных производств
Прежде чем говорить о том, что необходимо сделать по увеличению локализации действующих проектов, нужно сказать, что подписывая Постановление Правительства РФ № 166 от 29.03.2006 года, было допущено несколько ошибок, которые специалистам были видны сразу, авторам, которые писали и готовили это постановление, это стало ясно через 5 лет.
- 1-я ошибка – это решение о льготах, начиная с 25 тыс. штук выпуска. В нормальных странах эти льготы предоставляются с 300 тыс. штук в год.
- 2-я ошибка – до сих пор нет методики подсчета локализации и соответственно его учета. Действующая оценка локализации по стоимостным показателям не стимулирует производителей на локализацию автокомпонентов.
- 3-я ошибка – предоставление льгот всем, кто захотел прийти в Россию, без учета участия российских автопроизводителей в создании сборочных производств и локализации автокомпонентов, если бы это было учтено, то реальная добавочная стоимость была бы значительно выше.
Практически, иностранные производители пришли, прежде всего для продажи выпускаемой техники только на нашем рынке, не ставя других задач по локализации, экспорту производимой продукции и задач разработки конструкции новых автомобилей, привлечения новых технологий в производство.
Это привело к тому, что в России мы потеряли все конструкторские заделы и технологии, так как сборочные технологии не являются стратегическими. Одновременно, произошло замораживание новых технологий в комплектующих изделиях и потеря рабочих мест не менее 1 млн. человек. Это, фактически узаконило вывоз валюты за территорию Российской Федерации в больших объемах. За эти годы было вывезено более 100 млрд. долларов и эта сумма будет увеличиваться по мере продолжения такой политики.
А теперь по существу. Что можно сделать по действующим проектам?
Условия подписанных международных договоров, мы не можем сейчас менять, однако, целесообразно сделать следующее:
- предоставить льготы (снижение налогов) иностранным предприятиям, осуществляющим промсборку, если они вкладывают полученную прибыль в расширение своего производства автомобилей на территории РФ до 300 000 шт. в год;
- также необходимо разобраться с методикой подсчета локализации. При ее подсчете следует исключать валютную составляющую затрат узлов и деталей поставщиков комплектующих изделий, которые поставляются на сборочные производства с совместных и российских предприятий. При таком подсчете, по нашей оценке, локализация действующих проектов составит на сегодняшний день не более 12-15%, а должна быть уже не менее 30 %.
По вновь заключаемым договорам с другими фирмами и продлению действующих договоров на промышленную сборку.
Установить более жесткие условия локализации - не ниже 70% в течение 3 максимум 4 лет, как это сделано во многих странах, а лучше запретить промышленную сборку с объемом производства менее 300 тыс.шт.; основную ставку необходимо сделать на совместные предприятия с действующими предприятиями 50 на 50, давая при этом беспрецедентные льготы (какие именно можно обсуждать). Это позволит восстановить конструкторскую и технологическую базу.
Также необходимо не повторять ошибок, заложенных сегодня в Стратегии развития автопрома до 2020 г., которые могут разрушить все отечественные заводы комплектующих изделий и окончательно добьют автопром России.
В концепции заложено создание кластеров, а необходимо создавать совместные предприятия с действующими заводами комплектующих изделий 50 на 50%, давая льготы этим предприятиям. Если этого не сделать, то повториться ошибка промсборки, только это будет в комплектующих изделиях.
Можно еще добавить какие-то предложения более подробно, если это интересно для Минпроторговли и Минэкономразвития России.
Заместитель Генерального директора ОАО «АСМ-холдинг»
А.С. Ковригин