Российский рынок грузовых автомобилей в 2011 году
Интенсивное восстановление рынка грузовиков, начавшееся в 2010 году (прирост составил 78,1%), получило дальнейшее продолжение в январе-феврале 2011 года. Оптовые продажи грузовых автомобилей выросли в 2,5 раза - до 30,60 тыс. ед. (против 12,45 тыс. ед. в первые два месяца 2010 года). Абсолютный рост продаж зафиксирован во всех сегментах рынка. Отгрузки отечественных автомобилей увеличились в 2,2 раза (с 6,94 тыс. ед. до 15,22 тыс. ед.), однако их рыночная доля сократилась с 55,7% до 49,7%. Продажи «российских иномарок» увеличились на 31,4% (с 1,69 тыс. до 2,22 тыс. грузовиков), но сильное отставание от высокого темпа роста рынка в целом обусловило сокращение доли этого сегмента с 13,6% до 7,3%. Наиболее быстро растущим сегментом проявил себя импорт новых грузовиков, который вырос в 3,8 раза до 11,7 тыс. машин, с расширением рыночной доли на 13,2 пункта до 38,2%. Продажи импортированных подержанных машин увеличились вдвое до 1,46 тыс. ед. при сокращении их доли на 0,9 пункта до 4,8%.
Сравнение итогов продаж грузовиков за первые два месяца 2011 года с показателями аналогичного периода докризисного 2008 года (53,23 тыс. ед.) выявляет не преодоленный пока спад рынка на 42,5%.
Рынок автобусов
Ход восстановления автобусного рынка в 2010 году (прирост составил 45,7%) и по итогам января-февраля 2011 года показал тенденцию к замедлению темпа роста продаж. По сравнению с первыми двумя месяцами 2010 года, продажи автобусов выросли на 70,7% и составили 4451 единицу.
Продажи отечественных автобусов увеличились всего лишь на 20,4% до 2422 машин, при этом их доля на рынке сузилась с 77,1% до 54,4%. Продажи «российских иномарок», напротив, выросли в 3,1 раза и составили 793 автобуса, а их рыночная доля увеличилась с 9,7% до 17,8%. В конечном счете, совокупная доля продаж произведенных в стране автобусов сократилась с 86,8% до 72,2%.
Наиболее высокая динамика роста продаж отмечена в сегменте нового импорта, объем которого увеличился в 3,6 раза до 975 автобусов. В сопоставимой мере (в 3,4 раза) вырос и импорт подержанных автобусов, составивший 261 единицу. Удовлетворение рыночного спроса во всё возрастающей степени за счет импорта усугубляет впервые возникший в середине 2010 года дисбаланс внешней торговли автобусной продукцией. По итогам января-февраля 2011 года в Россию ввезено 1236 иностранных автобусов против экспорта 260 новых автобусов из России.
Сравнение итогов продаж автобусов в январе-феврале 2011 года с итогами первых двух месяцев 2008 года показывает наиболее значительный, среди всех трех секторов автомобильного рынка, спад на 55,0% по отношению к докризисному уровню продаж (9900 автобусов). Особенное беспокойство вызывает падение продаж автобусов отечественных производителей: на 69,6% от 7970 ед. в январе-феврале 2008 года.
Вопросы восстановления производства и продаж отечественной коммерческой техники напрямую связаны с обеспечением независимости России при осуществлении грузовых и пассажирских перевозок.
Важным фактором процесса восстановления рынка коммерческой техники будет являться разрабатываемая Минпромторгом РФ программа обновления парка грузовиков и автобусов.
Роль ведущих производителей коммерческой техники (Группа ГАЗ, Группа КАМАЗ и других) в процессе восстановления рынка России будет рассмотрена на конференции, проводимой компаниями АСМ-холдинг и АВТОСТАТ 14 апреля 2011 г.
Заместитель Генерального директора ОАО «АСМ-холдинг»
А.С. Ковригин