Статья от 26.10.2007
Автомобильный рынок России развивается стремительными темпами. С новинками мирового автопрома, а также с моделями отечественного производителя знакомит петербуржцев выставка "Авто + Автомеханика", проходящая с 24 по 28 октября в "Ленэкспо".
Свои модели на ней представили более 300 компаний из Центральной, Юго-Восточной Европы, Азии и США. Новинки презентовали такие автогиганты, как Toyota, Volkswagen, Peugeot, Renault, GM, Lexus, Isuzu, Infinity, Nissan, Honda, Hyundai и др. Из российских компаний выставлялись АвтоВАЗ, ГАЗ, КамАЗ.
Событием мероприятия стала презентация новой Toyota Land Cruiser 200. По словам представителей японской компании, автомобиль поступит в продажу в России уже в декабре этого года. На стенде Lexus впервые в России была представлена модель сегмента "премиум" - Lexus LS600h L (третий в модельном ряду Lexus автомобиль с гибридным приводом). Порадовала посетителей автосалона Infinity, помимо основного модельного ряда компания представила две люксовые модели: полноразмерный семиместный внедорожник Infinity QX56 (начало продаж - ноябрь 2007 года) и спортивное купе Infiniti G37 Coupe (начало продаж - весна 2008 года).
Компания Honda презентовала концепт-кар и ряд спортивных автомобилей, ранее их могли видеть только посетители крупнейших европейских автосалонов - Женевского и Франкфуртского. Hyundai продемонстрировала автомобиль Hyundai i30. Этот 5-дверный хетчбэк отличается широкой колесной базой, которая вкупе с просторным салоном обеспечивает высокую вместимость модели. В Россию автомобиль будет поставляться с бензиновыми двигателями объемом 1,6 литра мощностью в 115 л. с. и 2,0 литра мощностью 143 л. с. Модель поступит в продажу весной 2008 года. Компания General Motors продемонстрировала новые модели Saab, Opel и Chevrolet.
Наиболее скромным, по общему мнению гостей автосалона, стал стенд отечественных производителей. Одного взгляда на модели компании "АвтоВАЗ" оказалось достаточно, чтобы успокоить свои патриотические амбиции. Стенд отечественных производителей на фоне зарубежных коллег - GM или Lexus - смотрелся совершенно удручающе. Не помогли ни танцующие девушки, ни яркие костюмы ведущих презентации. Тем не менее участники конференции "Производство автомобильных компонентов для сборочных предприятий, расположенных на территории Российской Федерации" сообщили, что, несмотря на множество негативных факторов, автомобилестроение в России все же развивается. Организаторы пообещали, что Россия к 2010 году будет собирать около 1,2 миллиона автомобилей и значительно увеличит экспорт отечественных моделей в страны СНГ.
Своим мнением по поводу современного состояния российского автопрома с Горзаказ.Орг поделился председатель конференции Александр Ковригин.
Горзаказ.Орг: Соответствует ли сборка зарубежных автомобилей в России мировым стандартам?
Александр Ковригин: Все зависит от компании, но я думаю, такие фирмы, как Ford и General Motors, отвечают за качество своей продукции. Поэтому, ставя свой знак на автомобиль, они гарантируют качество товара, и неважно, где он собирается.
Горзаказ.Орг: Почему сегодня многие компании не спешат пользоваться услугами российских заводов по производству автокомпонентов?
Александр Ковригин: Комплектующие привлечет полнокровная автомобильная промышленность. Чтобы они появились, нужны нормальные объемы. Основные проблемы - распыленность производства. Я бы никогда не разрешил отдать рынок 17 зарубежным компаниям. Надо оставить 4-5 крупных компаний, создать крупные заводы. Тогда бы у нас появились и свои комплектующие. Надо признать автомобильную промышленность приоритетной отраслью, как это сделали в других странах (Америка, Япония, Китай, Индия), тогда и остальные вопросы будут решаться лучше.
Фактически сегодня невыгодно производить автокомпоненты. Если мы будем строить хорошие заводы совместно с западными предприятиями, ситуация может измениться. Есть возможность расширять производство. Toyota Camry делается только у нас, а значит, можно наладить экспорт из России в Европу.
Горзаказ.Орг: В чем основная проблема современных производителей?
Александр Ковригин: Проблема в том, что многим российским заводам выгоднее экспортировать, а не вкладывать деньги в технологии. Например, я задал вопрос представителю магнитогорского завода: "Вам выгоднее создавать технологии или вывозить черновой металл?" Выгоднее второе. Вывоз сырья за счет дешевой энергии и низкой заработной платы. Нужно вкладывать деньги в технологии, но это более затратно, поэтому сегодня не многие производители готовы на это пойти. Нужно их поддерживать. Давать льготы металлургическим предприятиям.
Горзаказ.Орг: Как можно разгрузить транспортное движение в нашем городе? И насколько опасным для Санкт-Петербурга может стать строительство подземных стоянок?
Александр Ковригин: Это все домыслы по поводу опасности строительства в городе подземных стоянок. Когда нужно, под супермаркетами в центре города могут построить любые автостоянки, если они соответствуют СНиПам. При современных технологиях все возможно. Строят же помещения под водой. Так что, я думаю, подземные автостоянки нужны обязательно. Кроме того, нужно делать много развязок, запретить грузовому транспорту ездить днем, как это сделано в Москве. Это очень помогает разгрузить город. Нужно делать парковочные места. Автоматизировать систему учета стояночных мест - это ведь миллиарды долларов, а не пускать все эти средства людям, собирающим наличные.
Горзаказ.Орг: Каковы ваши прогнозы по поводу будущего отечественного автопрома?
Александр Ковригин: Это единственная отрасль, которая осталась сегодня в России. У нас нет ни компьютеров, ни телевизоров. Конкуренция толкает к развитию, как пример - "АвтоВАЗ". Автопром должен развиваться. Все же 15 процентов легковых и 75% грузовых автомобилей в России принадлежит отечественному производителю.
Беседовала Екатерина СТЕКОЛЬЩИКОВА